О реализации права граждан на пенсионное обеспечение в условиях денонсации Соглашения о гарантиях прав граждан государств СНГ в области пенсионного обеспечения
Информация о порядке реализации прав граждан на пенсионное обеспечение в условиях денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г.
Согласно статье 13 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. (далее – Соглашения СНГ) каждый участник данного Соглашения может выйти из него, направив соответствующее письменное уведомление депозитарию. Действие Соглашения СНГ в отношении этого участника прекращается по истечении шести месяцев со дня получения депозитарием такого уведомления.
Тем самым в связи с принятием Федерального закона от 11 июня 2022 г. № 175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», который вступил в силу с 30 июня 2022 г., Соглашение СНГ прекратит своё действие для Российской Федерации 31 декабря 2022 г.
При этом отмечаем, что в соответствии со статьёй 38 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» прекращение международного договора означает прекращение существования созданных им норм, несмотря на тот факт, что договор оставляет после себя определённые юридические последствия. Так, по общему правилу, если обратное не предусмотрено международным договором, возникшие в результате выполнения договора права, обязанности или юридические последствия участников сохраняют свою силу.
Согласно пункту 2 статьи 13 Соглашения СНГ пенсионные права граждан государств-участников Содружества, возникшие в соответствии с положениями названного Соглашения, не теряют своей силы и в случае выхода государства-участника, на территории которого они проживают, из указанного Соглашения.
Таким образом, те пенсии, которые назначены по нормам Соглашения СНГ до его денонсации, не подлежат пересмотру, и их выплата Российской Федерацией будет продолжена.
С момента прекращения договора его положения перестают быть частью правовой системы Российской Федерацией. При денонсации Российской Федерацией Соглашения СНГ, которое является многосторонним, оно прекращает своё действие для Российской Федерации, а между остальными государствами-участниками СНГ Соглашение продолжить действовать вплоть до момента его прекращения.
Положения прекратившего действие договора не подлежат применению органами государства, если иное не установлено в самом договоре или соглашении Российской Федерации.
Участниками Соглашения СНГ являются Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина.
В настоящее время в отношениях между Россией, Арменией, Беларусью, Казахстаном и Кыргызстаном действует Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза, подписанное 20 декабря 2019 г. (далее – Соглашение ЕАЭС), в соответствии с которым (статья 12) за периоды до 1 января 2021 г. Продолжают действовать положения Соглашения СНГ (в отношении России, Казахстана, Армении, Кыргызстана) и Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения, подписанного 24 января 2006 г. (в отношении России и Беларуси).
В пункте 6 статьи 4 Соглашения ЕАЭС закреплено, что при переселении трудящегося с территории одного государства-члена на территорию другого государства члена, в случае если трудящимся было реализовано право на пенсию до переселения, производится её пересмотр с применением статьи 12 Соглашения ЕАЭС. При этом право на пенсию за стаж работы, приобретённый после вступления Соглашения ЕАЭС в силу, не пересматривается.
Таким образом, учитывая выход Российской Федерации с 1 января 2023 г. из Соглашения СНГ, при переезде на постоянное проживание в Российскую Федерацию из государств-членов ЕАЭС трудящихся, реализовавших право на пенсию до переселения, а также при первичном назначении трудящимся страховой пенсии, их пенсионное обеспечение будет осуществляться в соответствии с положениями федеральных законов от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», и от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» с применением Соглашения ЕАЭС.
При этом, исходя из совокупности положений части 8 статьи 13 упомянутого Федерального закона № 400-ФЗ и статьи 12 Соглашения ЕАЭС, при определении права на страховую пенсию и исчислении её размера в отношении лиц, прибывших из Армении, Казахстана, Кыргызстана и Беларуси, используется правило ретроспективность – применение пенсионного законодательства Российской Федерации, применявшегося в период действия Соглашения СНГ. То есть, периоды работы на территории государств-участников Соглашения СНГ могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством Российской Федерации, действовавшим при установлении пенсии в период выполнения данной работы, то есть, фактически с учётом положений Соглашения СНГ в отношении периодов стажа до 01.01.2021 г.
Вместе с тем, в условиях денонсации Российской Федерацией Соглашения СНГ, при переезде граждан из Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, их пенсионное обеспечение при соблюдении необходимых условий (получение вида на жительство, гражданства Российской Федерации) будет осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации – для определения права на пенсию и исчисления её размера будет учитываться страховой стаж, приобретённый на территории этих государств (бывших союзных республик) за период до 1 января 1991 г.
При переселении пенсионеров в названные государства, выплата назначенных им пенсий будет производиться по законодательству Российской Федерации с применением положений статьи 13 Федерального закона № 400-ФЗ и Положения о порядке выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 г. № 1386 «О порядке выплаты пенсий лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации».
Следует отметить, что 15 сентября 2021 г. подписан соответствующий договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан (ратифицирован с Российской стороны), переговорный процесс ведётся с Узбекистаном. После вступления этих договоров в силу, вопрос пенсионного обеспечения граждан, попадающих под их действие, будет осуществляться с применением названных договоров.